Таможенная обработка курьерских посылок временно переведена из аэропорта Навои в Ташкент

Фото: Юрий Корсунцев

Как сообщил журналистам начальник таможенного управления навоийского аэропорта Жасур Ишонкулов, причиной перевода стало отсутствие надлежащих условий для работы по контролю и оформлению международных почтовых и курьерских отправлений.

 

Международными курьерскими отправлениями (МКО) в настоящее время в Узбекистане занимаются порядка 120 компаний. Сфера электронной коммерции и услуг, завоевавшая почти весь мир, в перспективе позволит говорить о новых возможностях для страны в плане увеличения объемов и географии не только импорта товаров народного потребления, но и экспорта отечественной продукции. Поэтому сейчас, еще на этапе развития этого направления, важно создать действительно прозрачные условия и четко определить правила для всех участников: как для работников этой масштабной сферы услуг, так и непосредственно для проверяющих органов. И, безусловно, есть острая необходимость соответствующего технического оснащения таможенных складов и постов с целью оптимизации прохождения таможенного досмотра, а также минимизации рисков провоза в страну запрещенных товаров. Такой подход изначально станет предупреждающей мерой коррупционной составляющей и неправомерных действий как со стороны сотрудников таможенных органов, так и со стороны отправителей, курьеров и получателей МКО.

ВРЕМЕННО ПЕРЕНАПРАВЛЯЮТСЯ ИЗ НАВОИ В ТАШКЕНТ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА 

На территории Узбекистана таможенная обработка именно международных курьерских и почтовых отправлений осуществляется в специальных таможенных зонах. На территории Центрального северного вокзала – для международных почтовых и курьерских отправлений, поступающих в адрес «Узбекистон почтаси» через все виды транспорта. А также на таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД, который с февраля 2016 года базируется на «CPT-pochta», где обрабатываются международные курьерские отправления, прибывающие посредством авиасообщений и автотранспорта.

До недавнего времени, с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, таможенная обработка МКО проводилась также и на территории аэропорта «Навои», куда в августе 2018 года с целью разгрузки мощностей столичного аэропорта и поддержки статуса аэропорта «Навои» как логистического хаба были переведены регулярные рейсы авиакомпании «Turkish Airlines». Таким образом, таможенный контроль международных курьерских отправлений стал осуществляться в грузовом терминале площадью 1 гектар на территории международного интермодального центра логистики  (МИЦЛ) «Навои», куда осуществляется доставка и выгрузка крупных партий коммерческих карго-грузов.

  • Мы начали систему досмотра в грузовом карго-терминале на выделенной для нас площади в 300 кв. метров в сентябре прошлого года. Но в сентябре этого года работу таможенного поста временно приостановили в связи с тем, что дирекция аэропорта «Навои» не смогла обеспечить до настоящего времени надлежащих условий для работы по контролю и оформлению международных почтовых и курьерских отправлений, хотя вопрос об этом был поставлен в апреле 2018 года, когда был обнародован Указ президента РУ (№УП-5414) «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы РУ». Поэтому временно, весь международный курьерский груз, прибывающий в аэропорт «Навои» из Турции, пломбируется и под контролем перенаправляется наземным транспортом в Ташкент для прохождения обязательного таможенного досмотра, - прокомментировал начальник таможенного управления аэропорта «Навои» Жасур Ишонкулов на встрече с журналистами. 

Жасур Ишонкулов также озвучил предписания, обозначенные в протоколе по итогам выезда в аэропорт «Навои» специальной комиссии в составе ответственных представителей Государственного таможенного комитета РУ, НАК «Узбекистон хаво йуллари», Мининфокома, АО «Узбекистон почтаси», УГТК по Навоийской области и дирекции МИЦЛ «Навои».  Так, в протоколе было обозначено, что в терминале отсутствует отдельная изолированная площадь для проведения таможенного контроля, обработки и оформления МКО, не оборудованы отдельные места для хранения грузов, приостановленных таможней (в связи начислением платежей или не имением у курьеров необходимых разрешительных документов), не созданы соответствующие условия для работы  сотрудников таможенного поста. Также сотрудник таможни указал, что во многих местах терминала «Навои» протекает крыша, в том числе в месте, где установлен рентген-аппарат, что может привести к порче дорогостоящего оборудования.

  • Задача поста: осуществление качественного таможенного контроля. Получение грузов из аэропорта Ташкента выгодно для Андижана, Ферганы, Намангана, Сырдарьи. А из Навои грузы удобно получать Кашкадарье, Каракалпакстану, Хорезму. Но пока здесь, в Навои, нет условий для работы таможенников, - подытожил Жасур Ишонкулов. - Мы отправляли официальные письма на имя директора аэропорта «Навои» о том, что товары граждан остаются под дождем, от них поступают жалобы. Мы ждали с мая по сентябрь 2019 года, но ничего так и не было сделано. Кроме того, есть еще несколько важных моментов. У нас нет возможности закрыть зону таможенного контроля от посторонних, так как нет отдельного помещения. Например, должны были быть сделаны отдельные ячейки. Да, с недавнего времени установлены ширмы-перегородки, но это должна быть по-настоящему стерильная зона, где не может быть «лишнего» груза. Стоит отметить, что это здание изначально не было построено для таможенного оформления, здесь одновременно находятся товары и импорта, и экспорта. Территория предназначена для карго, логистики, то есть коммерческих и крупногабаритных грузов. Также, согласно Постановлению Президента РУ №УП-5582 от 24 ноября 2018 года, в пунктах приема грузов необходимо наличие онлайн-сопровождения МКО, специальных камер и бесперебойной интернет-сети с возможностью подключения к центральному аппарату ГТК. Аэропорт не сделал этого, условия так и не были соблюдены.

Также начальник таможенного управления аэропорта «Навои» отметил, что за год во время таможенного досмотра даже в таких сложных для работы условиях было зафиксировано около 40 правонарушений: контрафактная продукция на 185 миллионов сумов.

Директор аэропорта Навои Тимур Бабаев, отвечая на вопросы журналистов о том, как и когда будут реализованы все предписания таможенного комитета, не смог дать четкого ответа о сроках исполнения и о полном размере необходимых для этого инвестиций.

«Мы знаем приблизительный бюджет, примерно 300 миллионов сумов на камеры и 250 миллионов сумов на оградительные решетки. Но вы же понимаете, что зимой я крышу ремонтировать не буду. Если мы работу начнем, условно, в марте, мы за два месяца эти вопросы закроем. Мелочевки мы практически на 90% устранили. Группы специалистов изучили нашу территорию, и главным условием была - стерильность. Но нужно понимать, что это в первую очередь грузовой терминал. В неделю к нам приходит от двухсот до трехсот тонн груза, треть из них – курьерские отправления. Наш терминал по условиям пожарной, технической безопасности считается грузовым складом. В кратчайшие сроки мы все исправим», – сказал Тимур Бабаев.

Учитывая, что условия в аэропорту «Навои» на данное время не отвечают таможенным требованиям, но МКО продолжают туда поступать в больших объемах из Турции, весь товар было решено оперативно, до наступления сезона дождей, перевести в Ташкент, на территорию таможенного поста «Главпочтамт» ВЭД, оборудованного по всем правилам таможенного досмотра.

В соответствии с поручением Кабинета министров Республики Узбекистан от 28 августа 2019 года, до создания в грузовом терминале МИЦЛ «Навои» специального выделенного и надлежащим образом оборудованного помещения для обработки МКО, все международные курьерские отправления, поступающие в аэропорт «Навои», временно перенаправляются на таможенный пост «Главпотамт» ВЭД Управления ГТК (далее УГТК) по городу Ташкенту.

Об этом, как о временной мере до создания в аэропорту «Навои» надлежащих условий для таможенной обработки МКО, были уведомлены все заинтересованные ведомства, таможенные посты в Навои и Ташкенте, администрация МИЦЛ и аэропорта «Навои», а также непосредственно курьеры, занимающиеся доставкой МКО. 

Комментарии