Эксперт ЦЭИ: Узбекистан имеет отличные шансы по захвату рынка черешни

Главный научный сотрудник Центра экономических исследований Нодира Курбанбаева рассказала, насколько эффективно Узбекистан использует открывающиеся шансы на мировом рынке черешни.

Авторы статьи АПК Информ задаются правильными и актуальными вопросами. Узбекистан, действительно, имеет отличные шансы по захвату рынка черешни в Европе, в странах СНГ и в Китае. Однако, наш вопрос состоит в том, насколько эффективно Узбекистан использует эти открывающиеся шансы. Дело в том, что Узбекистан имеет отличные перспективы по захвату рынка черешни более крупного калибра и имеющиеся в нашей стране климатические условия позволяют выращивать ее в больших объемах и экспортировать. Не секрет, что благодаря своим благоприятным климатическим условиям и географическим особенностям, Узбекистан издревле обладает сравнительными преимуществами в выращивании, производстве и, соответственно, экспорте фруктов, овощей и бахчевых культур, которые по вкусовым качествам и натуральности (экологичности) не имеют равных в мире. Однако, к сожалению, на данный момент эта продукция конкурентоспособна лишь по цене, нежели по качеству. Поэтому большинство узбекских экспортеров черешни продают свою продукцию лишь за 35-40 центов, в то время как могли бы получать 4 доллара и выше за килограмм.

Ситуация, в которой узбекская черешня  привела к снижению цен в Европе, является классическим примером того, как работает закон спроса – когда потребители готовы покупать больше продукции при меньшей ее цене. При этом производители, желающие продать свою продукцию по более высоким ценам, в данном случае не могут этого сделать, поскольку качественные характеристики местной черешни, включая калибровку, не соответствуют запросам и предпочтениям иностранных потребителей, способных покупать ее по высокой цене.

До тех пор пока государство будет вмешиваться в ценообразование, – узбекские производители черешни и дальше будут вынуждены экспортировать свою продукцию по ценам значительно ниже мировых. Следовательно, для того, чтобы эти же производители смогли продавать свою продукцию по ценам, хотя бы приближенным к мировым, необходимо повышать качественные характеристики отечественной черешни, увеличивать инвестиции в развитие отрасли, в новые знания, целенаправленно заниматься выведением новых сортов крупнокалиберной черешни, выращивать ее в больших объемах, обеспечивать ее достойное хранение, охлаждение, сортировку, агрологистику. Особое внимание необходимо уделить вопросам формализации практики обращения со скоропортящимися товарами на таможне. В то же самое время необходимо стимулировать отечественных производителей инвестировать в исследование рынков зарубежных стран, в маркетинг, в том числе в исследование вкусовых и индивидуальных предпочтений иностранных потребителей и т.д.

Примечательно, что в прошлом Узбекистан обладал способностью производить в больших объемах черешню крупного калибра. Однако со временем запустение отрасли, отсутствие инвестиций, отсутствие конкуренции  привели к тому, что рынок заполонила мелкая, некачественная черешня. Да, сейчас мы имеем высокие урожаи черешни, но в большинстве – это продукция, не соответствующая характеристикам той, которая могла бы продаваться по ценам даже выше мировых. Если ситуация не изменится, то и далее выигрывать будет только европейский потребитель за счет узбекского производителя.

Учитывая растущие перспективы экспорта черешни в Китай, а также стабильно имеющийся спрос на узбекскую черешню в Европе и странах СНГ, необходимо направить все усилия государства и бизнеса на то, чтобы повышать конкурентоспособность своей продукции по качеству, необходимо мотивировать отечественных производителей к выращиванию в больших объемах качественной, экспортоориентированной продукции – в данном случае крупнокалиберной черешни. И нет сомнений в том, что инвестиции в отрасль окупятся с лихвой. Так, известно, что европейские потребители способны и готовы покупать крупнокалиберную, качественную, экологически чистую черешню по цене до 24  долл. за кг, что для узбекских экспортеров делает в будущем европейский рынок даже более перспективным, чем китайский. Таким образом, повышение качества инвестиций в отрасль, нежели бесконечное ее субсидирование, приведёт к повышению эффективности использования открывающихся шансов на мировых рынках черешни для узбекских производителей.

Комментарии